Выставки

Л.И. Микулин
Период работы выставки:  апрель-октябрь 2016 г.
<br />

<div></div>
Микулин всегда был настоящим
О нем написано множество статей и очерков, книги, воспоминания. Сотни людей, произнося его имя, улыбаются всплывающим в памяти образам. Погружаясь в прошлое, кто-то видит его шагающим по зеленеющей степи с рюкзаком за спиной, кто-то – у туристической палатки в окружении детворы, кто-то  - с указкой рядом с музейными экспонатами. Одни запомнили его школьные уроки, другие - жизненные. В апреле исполнится 100 лет со дня рождения Леонида Ивановича Микулин – человека, отдавшего городу Гуково все грани своей кипучей натуры.
Кем же он был, этот многогранный, глубокий, но удивительно простой человек? Жизнь была к Микулину как необыкновенно щедра, так и жестока – она примерила на него множество разных ролей. Множество ролей, но ни одной маски. Микулин всегда был настоящим. Солдат, военнопленный, подсудимый военного трибунала, шахтер, педагог, краевед, турист, исследователь, музейщик, публицист. А еще энтузиаст, жизнелюб, неутомимый созидатель, бессребреник, преданный друг, объект обожания для школьников. И Учитель, именно с большой буквы. Так говорили и писали о Леониде Ивановиче те, кого он учил – дети и взрослые.
Солдат и военнопленный
Микулин родился на харьковщине за год до Октябрьской революции. К началу Великой Отечественной войны получил высшее педагогическое образование - самое время работать. Но пришлось воевать. В августе 1941-го полк, в котором служил Леонид Иванович, оказался в окружении. Раненый Микулин попал в плен. Три с половиной года он провел в немецких лагерях. Вынес все: изнурительную работу в каменоломнях на юге Чехии, голод, унижения, избиения, два неудачных побега. Не позволил испытаниям сломить себя. После освобождения Леонид Иванович не побоялся вернуться на родину, хотя знал, как принимают власти тех, кто побывал в фашистском плену. Военный трибунал отправил Микулина искупать так называемый «позор плена» на восстановлении шахт Восточного Донбасса, в шахтерский поселок Углерод. Почти год трудился в подземных выработках шахты «Углерод». Но начальник шахты Григорий Федорович Юматов взял на себя ответственность – отправил Микулина работать в школу со словами: «Учитель должен учить!». Так Леонид Иванович вернулся к своему, избранному еще в юношестве, пути.
Учитель
В немецком плену Леонид Иванович часто думал, что если выживет, то оставшиеся годы посвятит тому, чтобы воспитать в своих учениках любовь к Родине, научить их ценить каждый миг свободы и счастья. Он создал собственную методику работы со школьниками: воспитывал не нотациями и зубрежкой, а совместной работой, увлекательными походами, общими целями. С конца 40-х Микулин начинает ходить с ребятами в походы. У каждого такого путешествия по донской земле была конкретная цель – поиск исторического, краеведческого материала. Микулин с учениками исходили все окрестности Гуково, собирали свидетельства недавней войны, опрашивали ее участников и очевидцев. К военным находкам стали добавляться предметы старины, гербарии, образцы почв и минералов. Так стали закладываться основы будущего Гуковского музея.
Когда ближайшие степи и хутора были исследованы, стали путешествовать дальше. Из года в год с наступлением весны школьники готовились к походу с Микулиным. Место в туристическом отряде и в кружке краеведения и туризма нужно было заслужить безупречным поведением и хорошей учебой. С апреля в школе (а с 1949-го Леонид Иванович работал уже в школе №4) повышалась успеваемость и дисциплина – так хотели мальчишки и девчонки отправиться в многодневное путешествие с любимым учителем. Несколько дней и ночей вдали от дома, переходы и ночевки в любую погоду. Не удивительно, что школьники рвались в эту головокружительную романтику, не боясь испытаний. Но и родители не опасались доверять своих детей Микулину. Были уверены – с этим учителем ребята в безопасности.
Подростки тянулись к Микулину, несмотря на то, что он был строгим, порой даже суровым, лишь взглядом мог установить тишину в классе и сам о себе говорил: «Я дядька строгий, но справедливый!». Становясь его единомышленниками, дети как бы попадали в другой мир, изучали не только историю родных мест, но и саму жизнь, узнавали, на что способны сами. В походах Леонид Иванович стремился расширить кругозор школьников, показать им новые горизонты. В одном из путешествий он устроил ребятам встречу с писателем Закруткиным, в другом – с актерами на съемочной площадке фильма «Тихий Дон», однажды – показал работу шлюзовой системы Волго-Донского канала.
Впрочем, учились у Микулина не только дети, но и молодые коллеги, уже работающая гуковская молодежь, присоединявшаяся к поисково-туристической работе Леонида Ивановича.
Краевед
Очень скоро краеведческий и туристический бум, порожденный Микулиным, охватил весь город. В исследовательскую работу включились все школы, в них открывались музейные комнаты. Но музей в школе №4 был недосягаем по масштабности и значимости собранного материала. В 1961-м он стал официально именоваться «Краеведческий музей школы №4», сюда ехали с экскурсиями из других городов. В 1965-м музей поднялся на новый уровень – стал Гуковским народным краеведческим музеем и переехал в Дом культуры «Антрацит». Микулин был его директором на общественных началах, совмещая музейную деятельность с работой завуча и учителя. Уже в первый день работы народный музей посетили 320 человек. Музей брал на себя головокружительный объем работы: проводил сотни экскурсий и тематических лекций в год, организовывал уроки мужества, комсомольские собрания, вечера встреч, занятия клубов по интересам.
Микулин и его сподвижники открыли и представили гуковчанам неизвестные ранее страницы истории города и окрестностей. Была найдена стоянка первобытных людей каменного века, добыта информация о первых дореволюционных шахтах, выяснены подробности боя на станции Гуково между красногвардейским отрядом и казаками в годы Гражданской войны, исследованы события, связанные с немецкой оккупацией и освобождением Гуковского района от немецко-фашистских захватчиков.
Леонид Иванович проделал титаническую работу, собрав всю информацию о дивизиях-освободительницах. Ему удалось настолько сблизиться ветеранами этих дивизий, что они охотно приезжали в Гуково, встречались с горожанами, передавали музею личные вещи, награды, документы, которые сегодня составляют основу музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.
Ученики Микулина восстановили имена бойцов, погибших от ран в госпитале, располагавшемся в годы войны в здании 4-й школы, списались с их родственниками. Люди получили возможность побывать на могиле своих близких, и были бесконечно благодарны юным гуковчанам и их учителю.
В 1986 году давняя мечта Леонида Ивановича Микулина осуществилась – Гуковскому музею, разросшемуся и занявшему солидные площади в ДК, был присвоен статус государственного учреждения культуры. Леонид Иванович стал его директором. Ему было уже 70 лет, но вместе со своей супругой Александрой Григорьевной он трудился в полную силу. По-прежнему организовывал экскурсии, выставки, туристические слеты, публиковал краеведческие очерки в местной и областной прессе. Позже они не раз становились источником информации для других авторов, исследовавших историю города и Восточного Донбасса.
Энтузиаст и бессребреник
Леонид Иванович обладал даром без остатка отдаваться любимому делу. Школа и музей были для него также важны, как семья и дети. Продвигая свои идеи, заботясь о развитии музея, Микулин мог свернуть горы. Решил вовлечь в краеведческую работу все школы города – и сделал. Понял, что музею не хватает места в школе  - и добился новых помещений в Доме культуры. Каждые 2-3 года он «отвоевывал» у ДК новые площади. И ему не могли отказать, потому что невозможно сказать «нет» человеку, возглавляющему музей на общественных началах, горящему энтузиазмом. Это сейчас слово «энтузиаст» употребляют в лучшем случае с иронией. Но советские люди уважали и ценили таких, как Микулин.
Леонид Иванович любил, чтобы задуманное им было сделано идеально. Планируя новую экспозицию, он продумывал все до мельчайших деталей. Был настойчив, когда дело касалось добычи дефицитных материалов для музея – краски, фанеры, ткани, стекла. Он часами просиживал в приемных городских руководителей, чтобы раздобыть необходимое. Более того, часто вкладывал свои деньги в музейные нужды.
Но, когда дело касалось его личных проблем, проявлял сверхделикатность – визиты с просьбами в кабинеты начальников, способных помочь ему, откладывал, как говорится, до последнего. Не хотел обременять кого бы то ни было, считал, что хлопотать для себя неудобно. Чета Микулиных долгие годы скромно жила в небольшом коттедже на две комнаты с кухней, и больше времени и сил отдавали своему втором дому – музею.
Послесловие
В эти весенние дни ученики Леонида Ивановича, уже зрелые, состоявшиеся люди, будут вспоминать своего Учителя, друга и единомышленника. Им посчастливилось узнать этого человека, побыть в поле удивительного притяжения его неординарной личности.
Леонида Ивановича не стало в 1993 году. Он ушел из жизни на сломе советской эпохи и не увидел, как трудно менялась его страна, его город, как становились другими люди. Ему не довелось пожить в новое время, но с уверенностью можно сказать, что и в эти смутные годы он не растерял бы свой оптимизм, не утратил жизнелюбия.
Каждому человеку дается шанс оставить добрый след на земле, не каждый может это сделать. Микулин своим шансом воспользовался сполна. И сегодня в городе работает его детище – Гуковский музей, который носит его имя. А как измерить след, оставленный Леонидом Ивановичем, в душах его учеников и друзей? Возможно числом слов благодарности, которые десятки лет звучат в его адрес, или количеством воспоминаний, от которых на сердце становится теплее.

Материал подготовлен сотрудниками
Гуковского музея шахтерского труда имени Л.И. Микулина:
Т.П. Сидненко, старший научный сотрудник,
О.С. Кудлаева, главный хранитель фондов,
Ю.В. Наумова, хранитель музейных предметов.


Возврат к списку